Я, ты, каждый из нас и каждый день отправляемся на работу. Все работы можно разделить на два вида, например: шахтер, строитель, сталевар выполняют физическую работу; ученый, экономист, учитель, ученик – занимаются умственным трудом.
Способность нашего организма выполнять максимально возможный объем работы за определенное время называется работоспособностью. Она изменяется в течение жизни, года, недели и даже в течение суток. Посмотри на рисунок. Это график изменения работоспособности в течение суток.
Стрелками вверх указано повышение работоспособности. Стрелками вниз – понижение работоспособности.
На графике ты видишь, что в течение дня возможность организма выполнять работу дважды увеличивается. Первый раз – утром с 10 до 12 часов. Второй раз – после обеда с 17 до 19 часов.
Также дважды происходит и падение работоспособности. Поздним вечером и ночью – самая низкая; а днем с 14 до 16 часов – сниженная работоспособность.
Ученые установили, что возможности организма выполнять физическую или умственную работу в течение дня и ночи изменяются.
- А есть ли какая-то от этого польза?
- И что будет, если работать или готовить уроки поздним вечером, а с 10–12 часов дня – спать?
Будет плохо. Нарушение режима труда и отдыха приведет к развитию серьезных отклонений в здоровье, к неврозам. Нарушатся сон, аппетит, появится чувство беспокойства, раздражительность: снизится выносливость, устойчивость к заболеваниям.
Свой труд и отдых ты должен планировать с учетом своей работоспособности. А попросту – соблюдать режим дня. И составить его ты должен сам. Разумеется, от режима дня могут быть отклонения и на 30 минут, и на час. Ничего плохого в том не будет, если в основном режим будет соблюдаться.
- А какой распорядок дня считать правильным, а главное полезным для здоровья? Вот примеры режимов дня для учащихся 5-х классов (см. табл. 11 и 12).
Таблица 11. Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся в I смену
Режимные моменты | 9–10 лет | 11–12 лет |
Пробуждение | 7.00 | 7.00 |
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание. Уборка постели | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 |
Утренний завтрак | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 |
Дорога в школу | 7.50–8.00 | 7.50–8.00 |
Учебные занятия в школе и общественная работа | 8.00–13.30 | 8.00–14.00 |
Дорога из школы домой (прогулка) | 13.30–14.00 | 14.00–14.30 |
Обед | 14.00–14.30 | 14.30–15.00 |
Пребывание на воздухе | 14.30–16.00 | 15.00–16.00 |
Приготовление уроков | 16.00–18.00 | 16.00–18.30 |
Пребывание на воздухе или занятия в кружках | 18.00–19.00 | 18.30–19.30 |
Ужин и свободные занятия | 19.00–20.30 | 19.30–21.00 |
Сон | 20.30–7.00 | 21.00–7.00 |
Таблица 12. Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во II смену
Режимные моменты | 9–10 лет | 11–12 лет |
Пробуждение | 7.30 | 7.30 |
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели | 7.30–8.00 | 7.30–8.00 |
Утренний завтрак и помощь семье | 8.00–9.00 | 8.00–9.00 |
Приготовление уроков | 9.00–11.00 | 9.00–11.30 |
Свободные занятия и прогулки | 11.00–13.0 | 11.30–13.00 |
Обед | 13.00–13.30 | 13.00–13.30 |
Дорога в школу (прогулка) | 13.30–14.00 | 13.30–14.00 |
Учебные занятия в школе и общественная работа | 14.00–19.00 | 14.00–19.30 |
Дорога домой (прогулка) | 19.00–19.30 | 19.30–20.00 |
Ужин и свободные занятия | 19.30–20.30 | 20.00–21.00 |
Приготовление ко сну | 20.30–21.00 | 21.00–21.30 |
Сон | 21.00–7.30 | 21.30–7.30 |
Выбери тот режим труда и отдыха, который тебе соответствует. Только не давай себе обещания, что начнешь его соблюдать с понедельника. Проверь свою силу воли, начни сегодня. В крайнем случае завтра! Победи себя сам!
Ребята, которые давно придерживаются режима, молодцы! Они станут работоспособнее, а значит здоровее.