Колебания работоспособности в течение суток

Я, ты, каждый из нас и каждый день отправляемся на работу. Все работы можно разделить на два вида, например: шахтер, строитель, сталевар выполняют физическую работу; ученый, экономист, учитель, ученик – занимаются умственным трудом.

Способность нашего организма выполнять максимально возможный объем работы за определенное время называется работоспособностью. Она изменяется в течение жизни, года, недели и даже в течение суток. Посмотри на рисунок. Это график изменения работоспособности в течение суток.

Стрелками вверх указано повышение работоспособности. Стрелками вниз – понижение работоспособности.

На графике ты видишь, что в течение дня возможность организма выполнять работу дважды увеличивается. Первый раз – утром с 10 до 12 часов. Второй раз – после обеда с 17 до 19 часов.

Также дважды происходит и падение работоспособности. Поздним вечером и ночью – самая низкая; а днем с 14 до 16 часов – сниженная работоспособность.

Ученые установили, что возможности организма выполнять физическую или умственную работу в течение дня и ночи изменяются.

  • А есть ли какая-то от этого польза?
  • И что будет, если работать или готовить уроки поздним вечером, а с 10–12 часов дня – спать?

Будет плохо. Нарушение режима труда и отдыха приведет к развитию серьезных отклонений в здоровье, к неврозам. Нарушатся сон, аппетит, появится чувство беспокойства, раздражительность: снизится выносливость, устойчивость к заболеваниям.

Свой труд и отдых ты должен планировать с учетом своей работоспособности. А попросту – соблюдать режим дня. И составить его ты должен сам. Разумеется, от режима дня могут быть отклонения и на 30 минут, и на час. Ничего плохого в том не будет, если в основном режим будет соблюдаться.

  • А какой распорядок дня считать правильным, а главное полезным для здоровья? Вот примеры режимов дня для учащихся 5-х классов (см. табл. 11 и 12).

Таблица 11. Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся в I смену

     

Режимные моменты 9–10 лет 11–12 лет
Пробуждение 7.00 7.00
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание. Уборка постели 7.00–7.30 7.00–7.30
Утренний завтрак 7.30–7.50 7.30–7.50
Дорога в школу 7.50–8.00 7.50–8.00
Учебные занятия в школе и общественная работа 8.00–13.30 8.00–14.00
Дорога из школы домой (прогулка) 13.30–14.00 14.00–14.30
Обед 14.00–14.30 14.30–15.00
Пребывание на воздухе 14.30–16.00 15.00–16.00
Приготовление уроков 16.00–18.00 16.00–18.30
Пребывание на воздухе или занятия в кружках 18.00–19.00 18.30–19.30
Ужин и свободные занятия 19.00–20.30 19.30–21.00
Сон 20.30–7.00 21.00–7.00

Таблица 12. Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во II смену

 

Режимные моменты 9–10 лет 11–12 лет
Пробуждение 7.30 7.30
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели 7.30–8.00 7.30–8.00
Утренний завтрак и помощь семье 8.00–9.00 8.00–9.00
Приготовление уроков 9.00–11.00 9.00–11.30
Свободные занятия и прогулки 11.00–13.0 11.30–13.00
Обед 13.00–13.30 13.00–13.30
Дорога в школу (прогулка) 13.30–14.00 13.30–14.00
Учебные занятия в школе и общественная работа 14.00–19.00 14.00–19.30
Дорога домой (прогулка) 19.00–19.30 19.30–20.00
Ужин и свободные занятия 19.30–20.30 20.00–21.00
Приготовление ко сну 20.30–21.00 21.00–21.30
Сон 21.00–7.30 21.30–7.30

Выбери тот режим труда и отдыха, который тебе соответствует. Только не давай себе обещания, что начнешь его соблюдать с понедельника. Проверь свою силу воли, начни сегодня. В крайнем случае завтра! Победи себя сам!

Ребята, которые давно придерживаются режима, молодцы! Они станут работоспособнее, а значит здоровее.