• Зачем каждому из нас личный газопровод? И что это такое? Это система трубок, по которым подводится газ.
  • Есть у нас такая система трубочек? Есть – это полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие, состоящие из огромного количества пузырьков.

Эти пузырьки являются местом, где происходит обмен газов. Атмосферный воздух, которым мы дышим, представляет собой смесь газов. Главный для организма газ – кислород. Он нужен каждой клетке нашего тела. С помощью кровеносных сосудов кислород доставляется во все уголки организма, к каждой клеточке. В клетках происходит окисление питательных веществ (они «сгорают»), при этом выделяется энергия. Она нужна для согревания организма, работы мышц, сердца, мозга, самих легких и всех других органов.

При работе органов выделяется углекислый газ. Это продукт жизнедеятельности, он не нужен организму. С помощью системы сосудов углекислый газ доставляется от клеток к легочным пузырькам, оттуда к бронхам, трахее, гортани, носоглотке и через нос выдыхается во внешнюю среду.

Так происходит обмен газов между организмом и воздухом окружающей среды. А органы, обеспечивающие газообмен, называют дыхательной системой.

Дыхательная система устроена так, что воздух, проходя по ней, согревается, очищается от пыли и микробов. Изнутри дыхательные пути покрыты оболочкой, имеющей специальные выросты – волоски. Они движутся навстречу потоку воздуха и фильтруют его. Выносят пыль и возбудителей болезни наружу. Это одна из причин, по которой рекомендуют дышать носом, а не ртом.

На слизистой оболочке верхних дыхательных путей всегда имеются микробы, выжидающие момента, чтобы проникнуть внутрь организма. И при малейшей оплошности, например переохлаждении, начинается их размножение. Мы заболеваем.

Катар верхних дыхательных путей, трахеит, бронхит и в тяжелых случаях – воспаление легких. Противостоять этим болезням, сохранить собственные дыхательные пути здоровыми ты можешь.

Для этого тебе нужно:

  • Закаливать организм, используя воздушные ванны, обтирания, обливания, все виды водных процедур. Этим ты повысишь устойчивость своего организма к простудам.
  • Выполнять утреннюю зарядку, увеличивая постепенно нагрузку на дыхательные пути, тренировать легкие, расширяя их резервы.
  • Не допускать вредного воздействия на дыхательные пути токсических газов, пыли, особенно курения. Ядовитый компонент табака – никотин – вызывает паралич волосков, выстилающих дыхательные пути. Он как бы выключает дыхательные фильтры и открывает ворота в легкие для пыли, копоти, любой инфекции.
  • Беречь зеленые насаждения, они помогут сохранить здоровье. В местах, где много деревьев, кустарников, цветов, воздух чище и свежее. Такой воздух бодрит, им легче дышать.
  • Прежде чем войти в любое помещение, старательно вытирай обувь.
  • Комнату, где ты спишь, готовишь уроки – проветривай чаще.

И периодически проверяй состояние здоровья дыхательной системы. Это несложно сделать. Наблюдай, как изменяется частота дыхания на физическую нагрузку, например 20 приседаний за 30 секунд. При каждом приседании обе руки вытягивай вперед.

Практическая работа определение частоты дыхания

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения: сидя за столом или партой положи ладонь одной руки на грудную клетку – ты ощутишь подъем и опускание грудной клетки. Вдох и выдох – это один дыхательный цикл. Для определения частоты дыхания достаточно учитывать либо только подъемы (вдохи), либо только опускания (выдохи) грудной клетки. Время подсчета 1 минута. Потренируйся – запиши результаты 3 повторных измерений. Определи их среднее значение. Средняя частота дыхания для мальчиков и девочек 10–11 лет равна 20.

Затем выполни 20 приседаний и сразу же, сев на место, вновь подсчитай частоту дыхания.

Наблюдения: полученные результаты внеси в таблицу 5.

Таблица 5. Частота дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки

Частота дыхания в покое (1-й, 2-й, 3-й замеры) Частота дыхания после физической нагрузки
21, 19, 20 (среднее значение – 20) 23

Выводы:

1. Сравни свой результат по частоте дыхания с возрастной нормой.

2. Оцени реакцию дыхательной системы на физическую нагрузку:

Хорошая реакция: если дыхание практически не изменяется или учащается на одно-два дыхания в минуту.

Удовлетворительная реакция: если учащение на 4–5 дыханий в минуту.

Неудовлетворительная реакция: если учащение равно 6 и более дыханиям в минуту, появляется одышка, побледнение.

Существует еще один несложный метод оценки состояния дыхательной системы – проба Штанге. Проверим возможности твоего дыхания этим методом.

Проба Штанге: сделай обычный вдох, задержи дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру или часам с секундной стрелкой фиксируй время задержки дыхания. Время задержки дыхания зависит от возраста. В 9 лет норма составляет 34 секунды; в 10 лет – 37 секунд; в 11–13 лет – 39 секунд; в 14 лет – 40 секунд. Если постепенно в течение учебного года это время будет увеличиваться – значит, резервы твоей дыхательной системы растут.